Дегтевые материалы

Кроме отогнанного дегтя широкое применение имеет составленный, деготь, приготовляемый посредством смешения тяжелых масел, получаемых в результате разгонки сырого дегтя остатка от перегонки — пека, представляющего при обыкновенной температуре твердое вещество. Основное отличие составленного дегтя от отогнанного заключается в том, что в составленном дегте по желанию можно увеличить или уменьшить содержание тех или иных фракций масел, тогда как отогнанный деготь получается отбором воды, легких и части средних масел. Наибольшую ценность для химического производства составляют масла, отгоняющиеся до 300° (от 230 до 300° отгоняются так называемые поглотительные масла). Поэтому наиболее дешевое производство дегтя получается при так называемом комплексном деготь отгоняется до 300° (материала в остатке 70-80% против 50- 60% при отгонке до пека), а затем к нему добавляются отходы или продукты коксохимического производства. Деготь содержащий большее количество легких масел (обычно отогнанный) благодаря улетучиванию этих масел гораздо скорее, чем составленный из пека и тяжелых масел; последний является материалом более устойчивым и как таковой может применяться при большей начальной вязкости.

Продукты перегонки древесного угля в значительной степени меняются в зависимости от сорта дерева. Дегти хвойных пород дают не вполне устойчивые результаты при воздействии воды. Заграницей древесные дегти для дорожного строительства не применяются. Возможно, что основной причиной являются экономические, так как древесные дегти обычно в несколько раз дороже каменноугольных. Торфяные дегти могут применяться только при условии отгона фракций до 260° 2), так как более легкие фракции содержат в значительном количестве воду фенолы частично растворяются в воде.

Поэтому и составленные дегти допустимы только с тяжелыми фракциями масел. Делались опыты как с разжижением остатка от перегонки торфяного дегтя керосином 3) (добавка 15%), так и тяжелым торфяным маслами, отгоняющимися при 260-310° (добавка 28-30%). Лабораторные испытания и опыты па грунтовых дорогах показали, что есть основание предполагать, что применение торфяных дегтей при вышеуказанных условиях в целом ряде случаев может оказаться вполне целесообразным, особенно если уменьшить в них содержание парафина, вызывающего повышение температуры затвердевания материала.

Далее...