Ваятели прошлого

Наибольшее искажение зрительного восприятия барельефов, размещенных в верхних частях здания, получается при рассмотрении их снизу. В этих случаях наклон в верхней части рельефа вперед, на зрителя, позволяет уменьшить перспективное сокращение, смягчить ракурс и значительно улучшить условия обозрения барельефа. Такой прием был тонко применен Фидием при создании панафинейского фриза.

Он выполнен е легким наклоном на зрителя и с увеличением рельефа в верхней части (в нижней части барельеф выступает по отношению к вертикальной плоскости фона на 4, а в верхней части — на 6 см). Ваятели прошлого часто применяли прием утяжеления (утолщения) горизонтально расположенных частей тела, чаще всего рук, которые в наибольшей степени сокращаются при рассмотрении снизу (например, фриз внутри целлы храма Аполлона в Бассах). Однако пропорции членения скульптурной фигуры человека, оставленной в условиях неограниченного пространства, не должны искажаться ни в каких целях корректировки зрительного восприятия.

Прием уменьшения размеров, более мелкой детализации, уменьшения глубины рельефа и нарастания декоративного и цветового богатства к верху сооружения был широко распространен в русском зодчестве, особенно в ярусных композициях.

Одним из таких приемов зрительного облегчения здания к верху является размещение скульптурного фриза на аттике здания. Исходя из связи масштаба и размеров рельефа с архитектурой сооружения, в котором он применен, на сооружениях, решенных в крупных масштабах, могут быть применены композиции с размером фигур больше, чем в сооружениях с меньшим масштабом деталей.

Но размер изображения может увеличиваться до определенного предела, т. к. преувеличенные размеры рельефа нарушают масштабность сооружения, на котором он размещен. Увеличение изображения регламентируется расстоянием, с которого может восприниматься композиция рельефа на стене здания в целом.

Важным критерием, который может установить предельный размер изображения при рассмотрении с близкого расстояния, является ряд точек наилучшего обозрения композиции, который определяется максимальным углом зрения человека, равным 27-30°.

Далее...